Блок подготовки топлива. Отличия от УПН ДС и особенности.

Установки подготовки нефти (УПН ДС) на протяжении многих лет  (по состоянию на начало 2015 года выпущено 20 шт.) обеспечивают работу многотопливных двигателей использующих в качестве топлива нефть. Дальнейшим развитием направления деятельности ООО "Конвер" по подготовке альтернативных сортов топлив явилось создание Блока подготовки топлива (БПТ). Решаемые этими устройствами задачи схожи, но имеются отличия.

И УПН ДС и БПТ подготавливают нефть для использования в качестве основного топлива в многотопливных двигателях. Это позволяет в нефтедобывающих регионах, вместо дорогостоящего дизельного топлива использовать местное топливо. Дизельное топливо при этом используется только для запуска двигателя и при его остановке для промывки топливной аппаратуры.

Переключение подачи топлива с одного вида на другое перед и после двигателя осуществляется во всех случаях Системой управления подачей топлива различных модификаций. Переключение происходит при работающем двигателе, без снижения мощности.

Основные отличительные особенности УПН ДС и БПТ

Принцип очистки

УПН ДС

Способ очистки заложенный в УПН ДС заключается в отстаивании нефти во внешнем обогреваемом резервуаре, предварительной фильтрации, подогреве, тонкой очистке от механических примесей. Требуемая вязкость нефти на выходе из УПН ДС поддерживается заданием температуры её нагрева, значение которой устанавливается для конкретной нефти. Поддержание заданной температуры нефти осуществляется регулированием потока теплоносителя в теплообменнике подогрева нефти.

Несгоревшая в двигателе нефть возвращается в расходную емкость смешиваясь с находящейся там менее нагретой нефтью.

БПТ

В БПТ реализован другой способ очистки нефти заключающийся в сепарировании предварительно нагретой нефти, дополнительном подогреве и фильтрации нефти, при этом значение вязкости измеряется напрямую вискозиметром и по его показаниям регулируется температура нагрева нефти. Сепарирование нефти происходит в режиме пурификации, т.е. в режиме разделения топлива и воды с одновременным отделением механических примесей. Промывка нефти горячей водой позволяет удалить водорастворимые соли и золу.

Применение сепарирования вместо отстаивания позволяет улучшить свойства нефти поступающей на двигатели и расширить перечень сортов нефти пригодных для использования в качестве топлива для многотопливных двигателей.

Нефть после двигателей возвращается в БПТ, сгоревшая часть нефти пополняется из внешней магистрали. Так как нефть в двигателе дополнительно нагревается, то при некоторых условиях требуется её охлаждение. Для этого в БПТ выполнен промежуточный контур охлаждения, состоящий из теплообменника теплоноситель/воздух, установленного на крыше, теплообменника теплоноситель/нефть, установленного внутри БПТ и насоса принудительной циркуляции промежуточного теплоносителя.

Дополнительные функции БПТ

В отличии от УПН ДС БПТ кроме подачи нефти осуществляет подготовку и подачу дизельного топлива. Подготовка ДТ заключается в его многоступенчатой фильтрации, сепарировании и поддержании заданной температуры.

Для топливной системы двигателя важно поддержание вязкости топлива, которое используется как смазка. Для нефти, особенно тяжелых сортов, требуемая вязкость достигается путем нагрева ее до температур значительно превышающих температуру дизельного топлива хранящегося в резервуаре. В этой связи для исключения резких температурных перепадов в двигателе необходимо поддерживать оптимальную температуру дизельного топлива подаваемого на вход двигателя.

Для перехода, по каким либо причинам, с питания двигателя нефтью на дизельное топливо, необходимо всегда иметь дизельное топливо "на готове", поэтому БПТ всегда поддерживает температуру и давление дизельного топлива циркулирующего по замкнутому контуру даже если оно не поступает в двигатели. При переходе с нефти на дизельное топливо происходит его дополнительный нагрев в двигателе. Избыточное тепло сбрасывается на топливовоздушном охладителе, установленном на крыше БПТ. Сложность заключается в том, что БПТ как и УПН ДС, как правило, предназначен для подачи топлива на группу двигателей, каждый из которых может работать на разном жидком топливе нефть или ДТ, работать в двухтопливном режиме (жидкое топливо + газ) и, кроме того, на разной мощности.

Контроль и поддержание температуры дизельного топлива позволяет использовать нефть "тяжелых сортов", требующую, для достижения приемлемых значений вязкости, подогрева до высоких температур.

Конструктивные отличия.

УПН ДС

Технологическое оборудование УПН ДС выполненное во взрывозащищенном исполнении размещается в утепленном блок-боксе. Пульт управления обычного исполнения устанавливается отдельно, в помещении с постоянным присутствием обслуживающего персонала, например в операторской.

БПТ

БПТ выполнен из двух модулей: Модуль подготовки дизельного топлива и Модуль подготовки нефти.

Модуль подготовки дизельного топлива разделен герметичной огнестойкой перегородкой на два отсека: Отсек управления и Технологический отсек.

В Отсеке управления установлено оборудование в обычном исполнении, в Технологическом отсеке и помещении Модуля подготовки нефти во взрывозащищенном исполнении.

Управление осуществляется из Отсека управления в котором размещены электрошкафы питания и управления всем технологическим оборудованием комплекса БПТ.